Нетрадиційний підхід

" От рисунка к букве" - опыт в обучении калиграфии
(автор методики: М.Т. Стрижакова)
 С первых уроков автор методики старается обеспечить детям первый успех, поддержать интерес к урокам обучения письму. Для этого М.Т. Стрижакова подобрала различные рисунки, которые ученики рисуют, раскрашивают, штрихуют, работа с которыми доставляет детям удовольствие. Цель таких занятий заключается в том, чтобы выработать стереотип движений слева направо, сверху вниз, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев руки. Перед выполнением упражнения учитель делает словесные пояснения к рисунку в занимательной форме. Во всех упражнениях учащиеся рисуют по образцу целую строку.
Грибочек, солнышко, снежинка, зонтик, зайчик, цыпленок, ежик, рыбка, елочка, лук, кораблик.
При выполнении таких упражнений быстро исчезает угловатость овалов, ровные прямые не выходят за линии. Ребенок начинает хорошо владеть ручкой, у него появляется устойчивое внимание, воспитывается трудолюбие, аккуратность и т.д.
Далее следует письмо букв. Суть работы сводится к следующему. Каллиграфия начинается с точек, а точнее с умения расставить их на определенном расстоянии друг от друга, это расстояние равно ширине будущих букв. Сразу же Стрижакова М.Т. знакомит детей с верхней и нижней линией рабочей строки. Точки ставятся на одинаковом расстоянии сначала на верхней линии, затем на нижней. Это подготовительная работа к написанию прямых наклонных палочек, которые задают наклон и расстояние между буквами и словами.
Далее учитель учит детей писать палочки. Учитель показывает, как из таких палочек получается любая буква и любое слово.
От письма линий дети переходят к письму овалов. Овалы вызывают особые затруднения у детей, но они по данной методике пишутся через прямые линии. Элемент петля тоже заменяется на две равные прямые линии, которые пересекаются на нижней линии (д,у,з) или на верхней линии (в). В данной методике прослеживается связь между каллиграфией и грамотностью. Результаты очень хорошие.

Письмо с "секретом" - альтернативный метод обучения письму

(автор методики: В. А. Илюхина)

Я хочу вам рассказать об альтертативном методе обучения письму - методе, разработанном Верой Илюхиной, который можно коротко назвать "Письмо с секретом".
Для начала рассмотрим, как предлагает наша традиционная система учить писать. Вот так наш школьник должен писать буквы:
Вся трудность в том, что в возрасте шести лет (а для многих - и позже) наша рука неспособна идеально выводить закругление внизу этих букв:

Ребенок старается, напрягается... а рука не слушается. Мало того, надо ведь ещё и рассчитать ширину буквы. Есть дети, которым дается это особенно сложно. Учитель может таким детям постоянно говорить: "Пиши не так широко! У тебя буквы получаются круглыми!", а ребенок все равно продолжает старательно выводить непропорционально круглые буквы, никак они у него Уже не выходят. Вот, например, фрагмент из письма моей 11-летней племянницы (на немецком языке):

Как видим, проблема интернациональная. Эти закругления внизу букв (включая хвостики) делают письмо размашистым и порою трудночитаемым.
Вера Илюхина предложила иной способ письма: вместо закругления писать уголок, но не острый:

Писать такой уголок (автор методики называет его "поворот на месте") гораздо легче.
Это всего лишь одно из отличий методики Илюхиной от традиционной методики письма. Ещё одна особенность - проговаривается каждый элемент буквы. Если в традиционной начальной школе учитель проговаривает элементы буквы на первом занятии при показе её написания, этим обычно и ограничивается проговаривание. Дети обычно проговаривать написание буквы не учатся.

По "секрету" поднимаемся вверх...

Приведу простой пример: как проговаривать написание буквы "и" по методике Илюхиной. Ставим ручку на верхней линеечке рабочей строки. Прямая наклонная линия вниз. Поворот на месте, крючок до середины. По "секрету" поднимаемся вверх до верхней линеечки рабочей строки. Прямая наклонная линия вниз. Поворот на месте, крючок до середины.
Кстати, тут попалось слово "секрет" - ещё один из ключевых элементов методики. "Секрет" выглядит так - см. красную линию:

Именно этот элемент не даёт букве "расползаться", придает ей правильную продолговатую форму. Именно благодаря ему этот метод называется "письмо с секретом".
Но вернемся к проговариванию. На уроках по методике Илюхиной дети с легкостью проговаривают буквы, которые они пишут. Оказывается, такое проговаривание благотворно влияет на развитие речи. Проговаривание буквы по ходу ее написания позволяет ребенку контролировать правильность каждого элемента. Сконцентрироваться на процессе, быть "здесь и сейчас".
Одна из форм работы на уроке: учитель просит одного из учеников "вести", то есть проговаривать написание буквы. Ребенок, находясь за партой и выводя букву в своей тетради, комментирует все свои действия, и вместе с ним работают все ученики, а учитель - на доске. Соответственно, если ребенок ошибся, проговаривая букву, он увидит свою ошибку на доске у учителя.
Мой последний класс я учила по методике Илюхиной. Вернее, получилось так: сначала дети выучились писать по традиционной методике. А потом я узнала об этой методике. Научились писать с "секретом", сразу улучшился почерк у многих учеников. Потом один ученик перешел в другую школу. Его родители мне потом рассказывали, что учительница в этой школе была недовольна: "Пишет не так, как надо". Так что к методике этой разные учителя относятся по-разному.

Немає коментарів:

Дописати коментар